Полезные советы
-
Начиная подготовку к экзаменам, определи: какой объем информации нужно
выучить; сколько на это понадобится времени.
-
Начинай подготовку к экзаменам с наиболее легкого и интересного предмета –
это поможет тебе войти в рабочее состояние.
-
При подготовке к экзаменам напиши план или составь схему ответа – это
позволит систематизировать знания и поможет вспомнить при ответе основные
моменты.
-
Необходимо чередовать периоды напряженной умственной работы с полноценным
отдыхом – это поможет тебе снять напряжение и повысить работоспособность.
-
Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не
хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже
устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться,
прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать
отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь
экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать
свои возможности и способности.
- В
пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до
начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство
о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными
чернилами.
-
Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на
экзамене 3 часа.
- В
день перед экзаменом желательно отдохнуть и хорошо выспаться.
- Не
советуем прибегать к помощи стимуляторов и успокаивающих препаратов.
- На
экзамене, при выполнении заданий, начинайте с более простых. Их решение
придаст Вам уверенности и поможет справиться с более сложными заданиями.
-
Живой и уверенный ответ производит лучшее впечатление. Прежде, чем начать
отвечать, успокойте себя ритмичным дыханием.
Готовясь к экзаменам или отвечая на
экзамене, человек испытывает
определенный дискомфорт. Чтобы снизить
уровень тревожности, необходимо воспользоваться
методиками по саморегуляции.
Способ 1.
Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10 – 15 см висит пушинка.
Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка при этом не должна колыхаться.
Способ 2. Попробуйте
задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмичных движений: движение
большими пальцами рук в «полузамке»; перебирание четок; пройдите по помещению
несколько раз, делая на два шага вдох, и на пять шагов - выдох.
Способ 3. Самоприказ
– это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте
самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но
испытываете трудности с выполнением.
«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на
провокацию!» - это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать
требования этики и правила поведения на экзамене. Сформулируйте самоприказ.
Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно, повторите его вслух.
Способ 4.
Вообразите, что ваша уверенность на экзамене – круг приятного для вас цвета. Вы
можете шагнуть в этот круг уверенности и завязать его на себе, как пояс. Это
ощущение уверенности поможет вам во время экзамена, а по окончанию экзамена вы
снимете этот пояс.
Экзамены (в строгом переводе с латыни
— испытания) —
это не просто «отбарабанил» и ушел. Это процесс
многокомпонентный и сложный,
где каждая из составляющих успеха просто незаменима.
Психологическая готовность
также важна, как и хорошее владение знаниями по
предмету.
-
Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно
расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши.
-
Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они
повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо
картинки в этих тонах или эстампа.
-
Составь план подготовки. Для начала определи, кто ты — «жаворонок» или
«сова», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние
часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить,
что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а
какие именно разделы и темы будут пройдены.
-
Начни с самого трудного — с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если
тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе
больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий
ритм, и дело пойдет.
-
Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв.
Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
- Не
надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник.
Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем
желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при
кратком повторении материала
-
Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету.
Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
-
Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на
задания в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
-
Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься, а,
напротив, мысленно рисуй себе картину успеха.
-
Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы
ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Во время экзамена
Итак, позади период подготовки. Не пожалей двух-трех минут на то, чтобы
привести себя в состояние равновесия. Вспомни о ритмическом дыхании, аутогенной
тренировке. Подыши, успокойся. Вот и хорошо?
- В
начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк,
какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь
внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит
правильность твоих ответов!
-
Бланк ответов (область регистрации, сами ответы и пр.) ты заполняешь только
печатными буквами! Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы,
например, буква "а". Часть информации записывается в кодированной форме,
которую тебе скажут перед началом тестирования.
-
Экзаменационные материалы состоят из трех частей: А, В, С:
-
в заданиях части А
нужно выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых вариантов. В
первой части бланков ответов с заголовком "Номера заданий с выбором
ответа из предложенных вариантов" ты должен под номером задания пометить
знаком "Х" ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного
ответа.
-
в заданиях части В
ответ дается в виде одного слова или числа. В бланке ответов для таких
заданий есть поля с заголовком "Краткие ответы на задания без вариантов
ответа для выбора", куда ты аккуратно вписываешь свой ответ (слово или
число) рядом с номером задания (печатными буквами). Запись формул или
математических выражений, каких-либо словесных заголовков или
комментариев не допускается.
-
в заданиях части С
дается развернутый ответ в виде решения задачи или краткого рассказа,
которые записываются на отдельном бланке. Очень важно переписать в
специальное поле в правом верхнем углу указанного бланка индивидуальный
номер основного бланка ответов (розового цвета). При этом никакие
дополнительные сведения о вас (фамилия, имя, класс) не пишутся.
-
Исправления в бланке ответов крайне нежелательны. Если все-таки исправления
неизбежны, то помни, что их можно делать только в заданиях типа А, используя
резервные поля с заголовком "Отмена ошибочных меток". Исправления делаются
только по инструкции организаторов. Количество допускаемых исправлений - не
больше шести.
- В
процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас
обязательно проинформируют.
-
При получении результатов тестирования ты имеешь право ознакомиться с
проверенной работой и, если не согласен с оценкой, можешь подать апелляцию
(в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.
Экзаменационные материалы состоят из трех частей, в которых сгруппированы
задания разного уровня сложности. Всегда есть задания, которые ты в силах
решить. Задания разрабатываются в соответствии с программой общеобразовательной
школы и отвечают образовательному стандарту. Задания части С отвечают более
высокому уровню сложности, но соответствуют школьной программе — они доступны
для тебя!
-
Сократи работу экзаменатора. Он или она зачтут это в твой актив, если твою
работу будет легко читать и делать в ней пометки. Понятный и четкий почерк
просто необходим.
-
Если возможно, сформулируй краткий ответ на весь вопрос в первом же
предложении первого параграфа. Таким образом, ты дашь экзаменатору
возможность понять, что смысл вопроса вам ясен, и ты имеешь правильное
представление о предмете.
-
Если вопрос состоит из нескольких частей, назови каждую из них и подчеркни
подзаголовки: тогда экзаменатор сможет быстро просмотреть твою работу и
сразу увидит, что тебе есть что сказать по каждому пункту.
-
Если ты ведешь речь о каких-то гипотезах или включаешь в свой ответ даты тех
или иных событий, подчеркни их тоже: знание дат сразу бросается в глаза
экзаменатору.
-
Удостоверься, что в готовом ответе есть вступление, основная часть
заключение. Если ты пишешь эссе, то во вступлении надо перечислить все
вопросы, на которые ты собираешься осветить, потом в основной части работы
надо детально развернуть всю проблему, а в заключение придать ходу своих
мыслей завершенность и поставить точку.
-
Пробеги глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем
содержатся, это поможет настроиться на работу.
-
Внимательно прочти вопрос до конца и пойми его смысл (характерная ошибка во
время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают
ответ и торопятся его вписать).
-
Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы
потом к нему вернуться;
-
Если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл
положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
Будь внимателен! В
начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк,
какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.п.). От того, насколько ты
внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
Соблюдай правила поведения на
экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос
организатору проведения ЕГЭ и ЕМЭ в аудитории, подними руку. Твои вопросы не
должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с
правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения
трудностей с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текста в
бланке и пр.).
Сосредоточься! После
заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя
моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны
существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения
теста. Торопись не спеша!
Не
бойся!
Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед
тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно
понял, что от тебя требуется.
Начни с легкого!
Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не
останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты
успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий
ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет
направлена на более трудные вопросы.
Пропускай! Надо
научиться пропускать трудные или непонятные задания, Помни: в тексте всегда
найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо
недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на
тех, которые вызывают у тебя затруднения.
Читай
задание до конца!
Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия
задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении.
Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
Думай только о текущем задании!
Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в
предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому
знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как
правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить
новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект:
забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай
только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать баллы.
Исключай! Многие
задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а
последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения
позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не
на всех пяти—семи (что гораздо труднее).
Запланируй два круга!
Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись
по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты
успеешь набрать максимум баллов на
тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и
подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).
Угадывай! Если ты не
уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим,
то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой
взгляд, имеет большую вероятность.
Проверяй! Обязательно
оставь время для проверки своей
работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные
ошибки.
Не огорчайся!
Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально.
Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться
достаточным для хорошей оценки.
Удачи тебе! И помни:
-
ты имеешь
право на
подачу апелляции по процедуре
проведения экзамена в
форме ЕГЭ и ЭМЭ руководителю пункта проведения экзамена в день выполнения
работы, не выходя из пункта проведения экзамена;
-
ты имеешь
право подать
апелляцию
в конфликтую комиссию в
течение трех дней
после объявления
результата экзамена.