Советы родителям, которые хотят помочь своим детям лучше учиться
Родители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания вместо ребенка. В любом случае возникает масса проблем.
Сегодня я попытаюсь выделить основные моменты на которые следует обращать внимание родителям при подготовке домашних заданий их детьми.
1.Распорядок дня
Многим детям помогает соблюдение четкого распорядка дня. Приступать к выполнению д/з лучше всего через 1-1,5 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от работы по хозяйству или игр. За уроки можно садиться и позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер. После того как примерное время установлено, нужно его придерживаться настолько четко, насколько это возможно.
Через некоторое время домашняя работа домашняя работа станет естественной частью их расписания
Время, отведенное на выполнение д/з, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телепередачи и всё остальное может подождать, пока работа не будет завершена.
2.Рабочее место
Рабочее место должно быть достаточно освещено.
Источник света должен находиться спереди и слева (если ребенок правша) и спереди и справа (если ребенок левша), чтобы на тетрадь не падала тень от головы и руки.
Во время приготовления уроков на столе не должно быть ничего лишнего.
3.Распределение заданий по степени сложности
Некоторым детям трудно решить с чего начать выполнение домашней работы. В этом случае им можно предложить начать с самых легких предметов или более легких упражнений, а затем перейти к трудным. Таким образом, у ребенка оказывается выполненным большая часть заданий, что порождает чувство удовлетворенности.
4.Присутствие родителей
Многие родители скажут, что их дети не умеют работать самостоятельно и им приходится сидеть рядом с ними. На самом деле это не так. Видя, что родители готовы постоянно находиться рядом, дети сознательно решают ничего не делать самостоятельно. Кое-кто просто перестает работать как только родитель отходит. Часто такие несамостоятельные школьники не справляются с классной работой.
Если родители уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно менять установившийся порядок вещей. Надо действовать постепенно. Несколько дней подряд взрослым целесообразно садиться как можно дальше от ребенка, выполняющего домашнее задание. Постепенно увеличивать расстояние, пока он не станет работать полностью самостоятельно.
5.Проверка выполнения домашнего задания
Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребенку: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь, то у тебя может получиться другой ответ». Это побудит ребенка вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия.
Родителям следует обязательно проверять выполненную домашнюю работу. Такое поведение взрослого порождает у ребенка ощущение завершенности работы, является признаком доброжелательного внимания родителей, а также формирует чувство безопасности и уверенности, что задания выполнены без ошибок. Эту уверенность школьник принесет с собой в класс, а значит, будет чувствовать себя спокойнее, когда станет выполнять классную работу.
Выполненную домашней работы можно проверить либо вечером всю сразу, либо (если есть возможность) по частям, сразу после того как ребенок выполнил какое-то задание. Для детей очень важно немедленно получить подтверждение, что все сделано без ошибок или как можно быстрее исправить погрешности.
6.Сколько времени готовить домашнее задание
Не разрешайте младшему школьнику слишком долго сидеть за рабочим столом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы. Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 мин. К концу начальной школы оно может доходить до 30-40 мин.
На перерыв достаточно 5 мин., если он будет заполнен интенсивными физическими упражнениями.
Бывает, что ребенок сидит над домашним заданием несколько часов подряд. Это вполне нормально, если школьник все это время действительно работает и задание на самом деле требует столько времени на выполнение. Однако если взрослый видит, что за час или два ребенок почти не продвинулся в его выполнении, то надо прекратить это бесполезное занятие и попытаться выяснить причины (не понял материал, ждет когда выполнят родители, не знает как организовать работу по выполнению и др.).
7. Помощь при заучивании информации
Часто школьники не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения учебного текста. В большинстве учебников в конце каждого параграфа есть вопросы. Родителям стоит обсудить их с ребенком до того, как он начнет читать учебник. Используя такую тактику, школьник будет знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.
Некоторые дети стремятся запомнить абсолютно все, что написано в учебнике. Тогда целесообразно дать такому ребенку карандаш и попросить его отметить слово или предложение, которое, по его мнению, является ответом на вопрос.
8.Общение ребенка с родителями при выполнении д/з
Общение происходит не только с помощью слов, гораздо большую информацию несут интонация, мимика, жесты. Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления «языка тела» - все это является реакцией на промахи детей. Если ребенок достаточно чуток, то быстро примет эти сигналы. Это только добавит напряженность в ваши взаимоотношения, связанные с домашней работой.
9. Помощь в развитии значимых для школьника умений
Для того, чтобы ваш ребенок был успешен в учебе ему необходимы не только предметные знания и умения. Обратите, пожалуйста, внимание на развитие следующих значимых для школьника умений:
- умение собирать свой портфель;
- умение здороваться с учителями и детьми;
- задать вопрос учителю или однокласснику;
- ответить на вопрос;
- слушать объяснения и задания учителя;
- выполнять задание;
- умение долгое время заниматься одним и тем же делом;
- обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями;
- адекватно реагировать на замечания;
- объяснять то, с чем не согласен;
- учитывать мнение других;
- гордиться своей работой и не скрывать этого;
- устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками;
- брать на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства.
10.Линия поведения в воспитании
Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учеба ребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Никакая хорошая школа не сможет заменить ребенку семьи.
Помните! Ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения:
- в любой момент оставьте свои дела и займитесь ребенком;
- советуйтесь с ним не взирая на возраст;
- признайте свою ошибку, совершенную по отношению к ребенку; извинитесь;
- почаще ставьте себя на его место;
- всегда воздерживайтесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка;
- пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если уверены. Что это каприз;
- не стесняйтесь рассказывать поучительные случаи из своего детства, представляющие вас в невыгодном свете;
- сохраняйте самообладание, даже если поступок ребенка вас вывел из себя.
11.Методики для родителей
«Как я закончу четверть (год)?»
За две-три недели до конца четверти (учебного года) предложите ребенку составить собственный прогноз итоговых оценок. Нарисуйте вместе с ним будущий табель и попросите выставить ожидаемые отметки. Объясните, что лучше стремиться оценивать будущие достижения реально-оптимистично, а не мечтательно-предположительно. Кто-то из детей уже в начальной школе имеет склонность к занижению собственных (даже неплохих) достижений, кто-то, напротив, оценивает свои будущие результаты необоснованно высоко. Когда вы получите настоящий табель и положите его рядом с «прогнозом», у вас будет тема для разговора с ребенком. При этом педагогическим смыслом разговора должно стать не только обсуждение результатов учебы, но и степень точности составленного заранее прогноза.
«Копилка школьных успехов»
Поставьте в специальном месте стеклянную (пластиковую) банку или прозрачную коробочку. Отныне это — «копилка школьных успехов», в которую, к примеру, будут «складываться» «пятерки» и «четверки». Не сами по себе, конечно, а в виде чего-то материального. Например, тех же зерен крупной фасоли или крупных макарон-ракушек. Предвидя возможный родительский соблазн, предупреджу сразу: играть в то, что за получаемые «пятерки» вы будете складывать в копилку пятирублевые монеты, не стоит. Даже не буду объяснять, почему. Причин, поверьте, более чем достаточно. Гораздо ра-зумнее, чтобы содержимое «копилки» оставалось условным. Более того, пусть ребенок кладет туда фасолинки или ракушки самостоятельно. Поверьте, искушение быстренько заполнить баночку неполученными по-настоящему отметками пройдет быстро, -возможно, и не возникнет вовсе. Ваша задача — сделать игру привлекательной и простой. Как? Довольно просто.
Как только «копилка» оказывается заполненной, удивите сына или дочку приятным сюрпризом и... верните фасоль или ракушки на их обычное кухонное место. Пусть все начнется сначала. Лучше, если наградой за полную копилку станет не выполнение заранее данного ребенку обещания (куплю, подарю и т.д.), а что-то пусть вовсе не дорогое, но удивительное и неожиданное. Объем копилки лучше выбрать такой, чтобы ее заполнение, с одной стороны, не растягивалось на бесконечные месяцы, а с другой — не становилось делом пяти дней. Разумеется, возможны варианты: короткие макаронины-бочонки, к примеру, удобно нанизывать на вертикальный стержень, а фасолины выкладывать по кругу в большой красивой вазе. Да! Ни в коем случае не забирайте ничего из копилки в качестве наказания за двойки или замечания. Во-первых, это может сделать процесс заполнения практически бесконечным, а значит, бессмысленным, а во-вторых, это попросту несправедливо.